МЯТЛЕВ ИВАН ПЕТРОВИЧ
МЯТЛЕВ ИВАН ПЕТРОВИЧ (08.02 (28.01).1796, С.-Петербург — 25
(13).02. 1844, там же), русский поэт. Родился в богатой родовитой
семье. Отец — тайный советник, сенатор, камергер. Мать — дочь и
внучка двух фельдмаршалов Салтыковых. Получил блестящее
домашнее образование. В 1821 поступил на службу в канцелярию
министра финансов в Петербурге. Дослужившись до звания
действительного статского советника и камергера, обладал
громадным состоянием, примерно в 1836 вышел в отставку и
несколько лет путешествовал. Приобрел известность в литературных
кругах как острослов, стихотворец-любитель. Обладал даром
импровизации и пародии, владел русским просторечьем. Выдающееся
мастерство чтеца-комика создало ему большую славу. Его стихи,
экспромты и каламбуры ценили П. А. Вяземский, В. А. Жуковский и М.
Ю. Лермонтов. По словам С. А. Соболевского, А. С. Пушкин тоже
“очень любил произведения” Мятлева и беспрестанно твердил их.
“Мятлев читал уморительные стихи”, — писал великий поэт в своем
дневнике в 1833. В 1834—1835 М. издал два сборничка, вышедшие
анонимно с подписью “Уговорили выпустить”, которые успеха не
имели. Но главное сочинение “Ишки М.”, как называл поэта в одном
из своих стихотворений М. Ю. Лермонтов, — это поэма “Сенсации и
замечания госпожи Курдюковой за границей, дан л’этранже”
(1840—1844), высмеивающее невежество и спесь русского барства и
представляющее и ныне немалый литературно-исторический интерес.
В основе поэмы — заграничные впечатления провинциальной
тамбовской барыньки, путешествующей по Европе. Поэтом высмеяны
рабское подражание русских аристократов иностранщине и “смесь
французского с нижегородским” в языке дворянства. В “Сенсациях...”
много остроумных наблюдений над обычаями иностранцев,
комических зарисовок быта дворянской среды. Госпожа Курдюкова
явилась родоначальницей русской “литературной маски”,
предвосхитившей появление Козьмы Пруткова. Творчество М.
оказало влияние на развитие малых литературных форм 19 в.
“Курдюкова...”, переделанная в водевиль, дважды ставилась в
Александринском театре. Стихи М. “Плавающая ветка”, “Бывало” и
другие положены на музыку. А такие стихотворения, как “Настоечка
тройная” или “Восторг”, “Артамоныч”, “Фонарики-сударики”, были
очень популярны в песенном репертуаре мастеровщины как
фольклор. Наши современники помнят М. прежде всего по одной из
фраз его стихотворения — “как хороши, как свежи были розы”. В
Симб. губ. отцу М. принадлежало с. Беклемишево вместе с дер.
Бутырки в Карсунском у., а также большое село Порецкое в
Алатырском у. В нач. 19 в. семья М. “частенько живала здесь по
летам”. Детские годы, проведенные на сельской природе,
общение с крестьянскими мальчиками, сказки, наблюдения за
жизнью простого народа явились той почвой, на которой
впоследствии в поэзии М. проросла “та удивительная жилка
народности”, противоречащая его образованию, воспитанию, всей
его биографии. Умение подслушать живую крестьянскую речь,
передавать характер этой речи и самого крестьянина в стихотворной
форме было отмечено В. Г. Белинским как заслуга М. перед русской
литературой. Особенно высоко было
оценено критиком стихотворение “Разговор барина с Афонькой”.
Несомненно, что это произведение навеяно симб. фольклором, т. к.
известны очень близкие к стихо-творению М. записи этой народной
сатиры от крестьян Симб. губ.
(13).02. 1844, там же), русский поэт. Родился в богатой родовитой
семье. Отец — тайный советник, сенатор, камергер. Мать — дочь и
внучка двух фельдмаршалов Салтыковых. Получил блестящее
домашнее образование. В 1821 поступил на службу в канцелярию
министра финансов в Петербурге. Дослужившись до звания
действительного статского советника и камергера, обладал
громадным состоянием, примерно в 1836 вышел в отставку и
несколько лет путешествовал. Приобрел известность в литературных
кругах как острослов, стихотворец-любитель. Обладал даром
импровизации и пародии, владел русским просторечьем. Выдающееся
мастерство чтеца-комика создало ему большую славу. Его стихи,
экспромты и каламбуры ценили П. А. Вяземский, В. А. Жуковский и М.
Ю. Лермонтов. По словам С. А. Соболевского, А. С. Пушкин тоже
“очень любил произведения” Мятлева и беспрестанно твердил их.
“Мятлев читал уморительные стихи”, — писал великий поэт в своем
дневнике в 1833. В 1834—1835 М. издал два сборничка, вышедшие
анонимно с подписью “Уговорили выпустить”, которые успеха не
имели. Но главное сочинение “Ишки М.”, как называл поэта в одном
из своих стихотворений М. Ю. Лермонтов, — это поэма “Сенсации и
замечания госпожи Курдюковой за границей, дан л’этранже”
(1840—1844), высмеивающее невежество и спесь русского барства и
представляющее и ныне немалый литературно-исторический интерес.
В основе поэмы — заграничные впечатления провинциальной
тамбовской барыньки, путешествующей по Европе. Поэтом высмеяны
рабское подражание русских аристократов иностранщине и “смесь
французского с нижегородским” в языке дворянства. В “Сенсациях...”
много остроумных наблюдений над обычаями иностранцев,
комических зарисовок быта дворянской среды. Госпожа Курдюкова
явилась родоначальницей русской “литературной маски”,
предвосхитившей появление Козьмы Пруткова. Творчество М.
оказало влияние на развитие малых литературных форм 19 в.
“Курдюкова...”, переделанная в водевиль, дважды ставилась в
Александринском театре. Стихи М. “Плавающая ветка”, “Бывало” и
другие положены на музыку. А такие стихотворения, как “Настоечка
тройная” или “Восторг”, “Артамоныч”, “Фонарики-сударики”, были
очень популярны в песенном репертуаре мастеровщины как
фольклор. Наши современники помнят М. прежде всего по одной из
фраз его стихотворения — “как хороши, как свежи были розы”. В
Симб. губ. отцу М. принадлежало с. Беклемишево вместе с дер.
Бутырки в Карсунском у., а также большое село Порецкое в
Алатырском у. В нач. 19 в. семья М. “частенько живала здесь по
летам”. Детские годы, проведенные на сельской природе,
общение с крестьянскими мальчиками, сказки, наблюдения за
жизнью простого народа явились той почвой, на которой
впоследствии в поэзии М. проросла “та удивительная жилка
народности”, противоречащая его образованию, воспитанию, всей
его биографии. Умение подслушать живую крестьянскую речь,
передавать характер этой речи и самого крестьянина в стихотворной
форме было отмечено В. Г. Белинским как заслуга М. перед русской
литературой. Особенно высоко было
оценено критиком стихотворение “Разговор барина с Афонькой”.
Несомненно, что это произведение навеяно симб. фольклором, т. к.
известны очень близкие к стихо-творению М. записи этой народной
сатиры от крестьян Симб. губ.